Устройство авто

Обзор современных систем активной и пассивной безопасности автомобиля

19.09.2025

Обзор современных систем активной и пассивной безопасности автомобиля

Безопасность дорожного движения определяется действиями всех участников этого движения. Это значит, что далеко не все зависит от нас — слишком много переменных, на которые невозможно повлиять. Но в наших силах сделать так, чтобы снизить вероятность ДТП, а при его наступлении — минимизировать ущерб здоровью всех людей, находящихся в автомобиле. В этом помогают системы активной и пассивной безопасности автомобиля. Рассказываем, что понимается под каждой из них, каковы их роли и что входит в их состав.

Если вы хотите приобрести современный безопасный автомобиль, то его можно найти на автопортале WIGO. Здесь представлены машины разных моделей и годов выпусков, которые можно купить за собственные средства или в лизинг на выгодных условиях. Также можно обменять имеющийся автомобиль на другой.

Пассивная безопасность

Если машина попала в аварию, то жизнь водителя и пассажиров во многом зависит от того, насколько эффективно сработали пассивные системы безопасности. Их роль состоит в том, чтобы находящиеся внутри люди получили как можно меньше травм. Ниже мы подробнее остановимся на описании того, что понимается под пассивной безопасностью автомобиля.

Кузов

При столкновении кузов — первая конструкция, которая воспринимает нагрузку от удара. Чтобы защитить людей, он должен быть одновременно прочным и энергоэффективным, т.е. складываться по определенному алгоритму, гася скорость. 

Сюда же можно отнести бамперы, уменьшающие силу удара, а также защиту от проникновения в салон мотора и коробки переключения передач. Отдельное внимание дверям. Они должны не только повышать жесткость всей конструкции, но и продолжать функционировать после аварии, чтобы люди смогли самостоятельно выйти из машины.

Подушки безопасности

К пассивным средствам безопасности автомобиля также относятся и подушки безопасности. Раскрывающиеся в доли секунды после столкновения, они существенно снижают ущерб для находящихся в салоне людей. 

Минимальный набор включает фронтальные подушки для водителя и пассажира на переднем сиденье, но чем их больше, тем лучше. Кроме фронтальных, боковых и встроенных в ремни безопасности, также могут быть предусмотрены внешние подушки. Они защищают пешеходов и обеспечивают дополнительную зону смятия.

Airbag

Ремни безопасности

Чтобы пассажиры и водитель не вылетели из транспортного средства при сильном столкновении и не ударились о жесткие элементы конструкции салона, они всегда должны быть пристегнуты ремнем безопасности. Это касается даже тех пассажиров, которые находятся на заднем сиденье.

Подголовники

Они установлены на каждом сиденье не только для обеспечения максимального комфорта. Подголовники оказывают неоценимую помощь при ударе сзади — защищают шейные позвонки от хлыстовой травмы. Именно поэтому они должны быть отрегулированы под каждого человека до начала поездки.

Рулевая колонка

При лобовом столкновении водитель подвержен максимальному риску получения травмы несовместимой с жизнью. Это объясняется наличием рядом множества управляющих органов, включая рулевую колонку. Поэтому практически во всех современных авто рулевая колонка складывается при сильном ударе спереди. Дополнительную защиту обеспечивают педальные узлы, которые при сильном ударе отламываются, уберегая ноги водителя от серьезных повреждений.

Стекла

К элементам пассивной безопасности автомобиля относятся даже стекла. Они изготовлены таким образом, чтобы при разбитии не образовывались острые осколки, а полотно стекла оставалось цельным. Это стало возможным за счет применения многослойных закаленных стекол с гибкой полимерной подложкой.

Детские автокресла

Для семей с маленькими детьми неотъемлемый атрибут пассивной безопасности — детское автокресло. Оно должно соответствовать возрасту ребенка и надежно крепиться к сиденью. Лучше всего себя показали решения с креплением ISOFIX. В этом случае автокресло жестко фиксируется к кузову с помощью специальных скоб, а не ремнем безопасности, как на устаревших моделях.

Важная роль отводится и проектированию салона. Чтобы минимизировать ущерб для людей, материалы делают мягкими, а конструкция отделочных панелей при их разрушении исключает образование острых элементов.

Активная безопасность

Среди других современных функций автомобиля, элементы его конструкции, которые предназначены для предотвращения аварии, относятся к системам активной безопасности автомобиля. В самых совершенных моделях они способны прогнозировать ситуацию на дорогах и предотвращать нежелательные действия водителя, которые могут привести к ДТП. Ниже мы перечислим то, без чего не обходится ни одна современная машина.

Антиблокировочная система

В экстренных ситуациях водитель инстинктивно давит педаль тормоза до упора, что может привести к блокированию колес и потере управляемости над автомобилем. Антиблокировочная система тормозов (ABS) препятствует этому, автоматически затормаживает и растормаживает тормоза, чтобы колесо не скользило по дорожному полотну. Сегодня ABS является неотъемлемой составляющей любых моделей, сходящих с конвейера.

Противобуксовочная система

Чтобы траектория движения при старте была предсказуемой, датчики отслеживают угловые скорости колес. Если одно из ведущих колес крутится быстрее, срабатывает противобуксовочная система (ASR). При пробуксовке она подтормаживает колесо, которое утратило сцепление или снижает тягу. ASR незаменима на мокром и скользком дорожном покрытии.

Система курсовой устойчивости

ESC или электронная система контроля устойчивости — комплекс активной безопасности автомобиля, который предотвращает уход авто в занос при повороте или перестроении. ESC сопоставляет показания гироскопа и положения руля: в случае необходимости она притормаживает определенные колеса, выравнивая траекторию движения.

Навигация в автомобиле

Система распределения тормозных усилий

EBD или система распределения тормозных усилий — как и ESC, является ничем иным, как усовершенствованной версией ABS. Отличие в том, что EBD постоянно помогает в управлении, а не только в случаях, когда водитель давит на педаль тормоза. Она равномерно распределяет тормозные усилия между задними и передними колесами: передние начинают торможение немного раньше, что предотвращает занос или опрокидывание.

Система экстренного торможения

AEB отвечает за автономное торможение, которое не зависит от действий водителя. Она сканирует пространство впереди, анализирует скорости движения, оценивает вероятность аварии. Если риск столкновения высокий, AEB сигнализирует о необходимости торможения, а затем применяет экстренное торможение. Эта система позволяет предотвратить множество мелких ДТП, которые обычно случаются в пробках из-за невнимательности водителей. 

Не следует путать AEB с помощником при экстренном торможении BAS. Последняя не срабатывает автоматически, а только дожимает педаль тормоза за водителя.

Система обнаружения пешеходов

PDS или система обнаружения пешеходов представляет собой комплект оборудования из видеокамер и радаров, которые сканируют пространство на расстоянии до 40 метров от автомобиля. При обнаружении пешехода происходит анализ его траектории и рассчитывается вероятность ДТП. При высоком риске столкновения происходит резкое торможение машины.

Электронная блокировка дифференциала

EDS или электронная блокировка дифференциала является помощником для водителя при начале движения и последующем разгоне на скользкой дороге. Она срабатывает, если проскальзывает одно из колес. EDS подтормаживает его, увеличивая на нем крутящий момент до тех пор, пока не будет обеспечено сцепление с дорожным покрытием.

Заключение

При выборе машины необходимо учитывать сразу несколько факторов. Один из ключевых — уровень безопасности, который она способна обеспечить. За это отвечают системы активной и пассивной безопасности автомобиля. Чем их больше и чем они технологичнее, тем выше шанс предотвратить аварию и больше вероятность, что при ДТП весь физический урон на себя возьмет транспортное средство.

WIGO предлагает комфортные условия финансирования покупки любого авто в лизинг независимо от его модели и года выпуска. Мы предлагаем гибкие условия сотрудничества: первоначальный взнос от 15%, минимум документов для оформления договора, лояльное отношение к неидеальной кредитной истории, отсутствие необходимости в КАСКО.

Поделиться
Получить консультацию
Укажите ваше имя, номер мобильного телефона и отправьте заявку. Мы свяжемся с вами и ответим на все интересующие вопросы.